Искусство фуги
Из всех произведений Баха наиболее учёным по праву считается «Искусство фуги». Имея в виду, что форма фуги является квинтессенцией полифонического стиля, становится ясно, почему в творчестве Баха этот жанр пролучил столь важную роль. Говорят, что Бах мыслил фугой (точно так же как, например, Бетховен мыслил симфонией, а Шуберт — песней).
Это последнее крупное произведение мастера. Оно было издано уже после смерти автора и разошлось в количестве всего тридцати экземпляров. Долгое время оно считалось образчиком сугубо теоретического музицирования. Эдакий учёный курьёз для знатоков контрапункта. Композитор не указал состав исполнителей. Это просто 2-4 строчки текста никак не подписанных — думай, что хочешь. Впрочем, первое, что приходит на ум при взгляде на партитуру — камерный ансамбль или струнный оркестр.
Эмоции Баховского искусства дышат здоровьем и гармонией. Всё в меру. Психопатологам здесь исследовать нечего. Но, слушая «Искусство фуги», ощущаешь живое биение жизни и совершенно забываешь о головокружительной полифонической технике, в которой выполнено это сочинение.
По большому счёту эта музыка трагична. Хотя трагедийность здесь очень сдержанна и состредоточенна. Это размышления зрелого, умудрённого жизнью человека. И, наверное, чтобы постичь их смысл, нужно самому многое пережить.
Подробнее: https://goo.gl/F3xPwx